МКОУ Чантырская СОШ
с. Чантырья
  • Функциональная грамотность

    Мероприятия, направленные на формирование и оценку
    функциональной грамотности обучающихся
    МКОУ Чантырская СОШ

    Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

    Виды функциональной грамотности.

    1.     Читательская грамотность

    2.     Математическая грамотность

    3.     Естественнонаучная грамотность

    4.     Финансовая грамотность

    5.     Глобальные компетенции

    6.     Креативное мышление

    Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

    Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

      Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

    Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.


    Открытый банк заданий по функциональной грамотности

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Уважаемые родители (законные представители)!

     

    О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.

    Что же такое функциональная грамотность?

    Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО.

     В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

    Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность - это способность человек использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Функционально грамотная личность

    • человек самостоятельный (умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, умеющий отвечать за свои решения и т. д.);

    • человек познающий (обладающий сформированной целостной картиной мира, обладающий набором компетенций (ключевых и предметных) и т. д.);

    • человек, умеющий жить среди людей (владеющий речью как средством взаимодействия, умеющий соотносить свои действия с действиями других людей и т. д.).

     

    Функциональная грамотность как базовое определение личности включает:

    • готовность человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой;

    • способность решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;

    • совокупность умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;

    • наличие рефлексивных качеств, обеспечивающих стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию.

     

    Каковы же основные направления функциональной грамотности?

    • Читательская грамотность

    • Математическая грамотность

    • Естественнонаучная грамотность

    • Финансовая грамотность

    • Глобальные компетенции

    • Креативное мышление

      

    Как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС?

    Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС на концептуальном уровне в следующих аспектах:

    а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,

    б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;

    в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;

    г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

    д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

    Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования.

     

    Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?

    Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т. е. требует творческой активности.

     

    Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

    Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

    https://fg.resh.edu.ru/

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

     

    Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/.

     

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction 

     

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Педагогам

    Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

    Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie