МКОУ Чантырская СОШ
с. Чантырья
  • Страница педагога-психолога

    Уважаемые родители!

    Мы рады видеть Вас на своей страничке

    В настоящее время в школе работает педагог – психолог, к которому вы можете обратиться за помощью.

    Кто такой «психолог», чем он занимается, в каких случаях к нему можно обращаться? Этот вопрос очень часто задают и сами дети, и их родители. Ведь про психолога довольно часто стали говорить по телевизору, радио. Особенно, когда случаются экстремальные ситуации, когда нужна помощь людям, попавшим в беду, потерявшим своих близких. Многим ребятам, их родителям не всегда понятен смысл его деятельности.

    Психолог - это специалист, который поможет: научиться находить выходы из кризисных ситуаций, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. Вот о чем хотелось бы сказать: психолог – это не психиатр, к ним обращаются обычные, здоровые люди, которые находятся в трудной жизненной ситуации. К психологу идут не слабаки и нытики, а люди, у которых болит душа. Психологи – это обычные, люди, обученные тому, как правильно оказать помощь страждущему, а не манипуляторы сознанием человека. Работа спроблемой клиента заключается не только в ее обсуждении. Психолог также применяет различные техники, которым он был специально обучен, например, арт-терапию, телесно-ориентированную терапию, песочную терапию и многие другие.

    Описание: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/088f/0002045e-b8205f98/img2.jpg

    С чем работает психолог:

    1. Трудности в обучении;

    2. Проблемы в межличностных отношениях;

    3. Неуверенность, трудности в общении, чувство вины, непонимание окружающих,

    неадекватная самооценка, трудности в принятии решений;

    4. Детско-родительские взаимоотношения;

    5. Семейные проблемы;

    6. Работа с детьми, профконсультирование.

    Так кто же такой психолог? Это специалист? человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет.

    Куда вы можете обратиться за помощью:

     «Комплексный центр социального обслуживания населения» ИМПУЛЬС +7

    (34676) 3-19-21

     Единый общероссийский номер помощи детям "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" 8-

    800-2000-122 звонок осуществляется бесплатно с любых телефонов.

    Рекомендации для родителей.

    Упражнения для развития познавательных

    процессов у детей с ОВЗ дома

    Формируемый параметр

    Способы формирования

    Развитие зрительного восприятия

    1) Научить очень быстро (за доли секунды) узнавать показанные предметы или картинки.

    2) Научить узнавать предметы, изображенные контуром, наложенные друг на друга, сдвинутые, разложенные на части, заштрихованные.

    4) Выделять в предмете существенные детали, части.

    5) Синтезировать картинку из 5-ти неравных частей.

    6) Формировать операции зрительного контроля (найти 2 одинаковые картинки, найти сходство и различие в двух орнаментах), дорисовать предмет

    Развитие тактильного восприятия

    Из «чудесного мешочка» достать все гладкие предметы, все плоские, все шероховатые. Достать пару. Узнать предметы

    Развитие слухового восприятия

    1) Узнавать неречевые звуки, направление шума в пространстве: сзади, справа, слева (где смяли лист бумаги: над столом или под столом? В какой момент солдатик пойдет не по столу, а по линейке?)

    2) Развивать восприятие ритма (слушать изолированные удары, к каждому удару подобрать соответствующую карточку; узнавать серию акцентированных ударов сильный, слабый).

    3) воспроизвести ритмы

    Развитие восприятия пространства

    1) Упражнять в различении правой и левой сторон на своем теле, на теле другого человека.

    2) Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги.

    3) Учить понимать предлоги места и направления.

    4) Развивать восприятие времени: называть и определять части суток, дни недели и времена года.

    5) Развивать умение узнавать на картинках, называть признаки времен года, уметь изобразить их на рисунке

    Развитие внимания

    1) Перечислять и описывать предметы, ряд которых предъявляется для восприятия на 10–20 сек.

     2) Корректурные задания.

    3) «Лабиринты».

    4) Подвижные игры на переключение внимания

    Развитие памяти

    1) Запоминать ряд предметов.

    2) Запоминать ряд несвязанных между собой слов.

    3) Учить описывать по памяти иллюстрации.

    4) Учить запоминать порядок расположения картинок в ряду.

    5) Учить выполнять многоступенчатую инструкцию: «Сначала положи кубики на полку, потом возьми цветные карандаши и нарисуй домик».

    6) Учить составлять по плану рассказы и пересказы по картине.

    7) Изменять план рассказа и пересказа.

    8) Учить рисовать слова с помощью пиктограмм и вспоминать через 20–30 минут.

    9) Учить приему установления смысловых связей между словами

    Развитие конструирования

    1) Учить строить по образцу.

    2) Учить строить по графическому рисунку.

    3) Учить зарисовать постройку

    Развитие у ребенка умения удерживать инструкции

    1) Подбирать доступные задания для ребенка.

    2) Дать развернутый речевой план инструкции по выполнению данного задания.

    3) Повторить инструкцию и проследить, чтобы ребенок начал ее выполнять. 4) По возможности исключить влияние посторонних раздражителей

    Развитие понимания скрытого смысла

    1) Коллективно проводить разбор картин со скрытым смыслом.

    2) Шире использовать загадки, потешки на уроках и дома.

    3) Учить понимать серию картинок, связанных единым сюжетом.

    4) Придумывать начало и конец рассказа по серии сюжетных картинок

    Развитие обобщения

    1) процесс обобщения производить на наглядном материале с помощью взрослого.

    2) осуществлять комплексное воздействие на процессы обобщения, сравнения. Учить видеть признаки, объединяющие те или иные явления, предметы, события.

    3) осуществлять постепенное наращивание сложности заданий.

    4) Группировать (обобщать) по разным признакам: цвету, величине, форме и т.д.; предметная классификация.

    5) Исключать лишний предмет, пользуясь при объяснении выбора обобщающими понятиями

    Развитие мелкой моторики

    1) Выполнять пальчиковую гимнастику; работать со шнуровкой.

    2) Учить штриховать в заданном направлении, с заданным расстоянием между штрихами.

    3) Учить обводить, раскрашивать, работать ножницами, клеем и т. д. 4) Копировать графические образцы (фигуры, узоры).

     5)Выкладывать фигуры из палочек, бумажных полосок, фасоли, зерен.

    6) Работать с мозаикой

    Развитие воображения

    1) Придумывать необычные способы применения предметов.

    2) Дорисовывать геометрические формы до какого-либо изображения.

     3) Придумать несколько вариантов окончания сказки, рассказа.

    4) Игры с тенью от предметов и пальцев рук

    ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК

    Ваш ребенок уже в 5-ом классе. Начальная школа позади, и ребенок

    взял с собой в среднее звено багаж хороших прочных знаний, стабильную

    успеваемость, умение общаться и хорошее здоровье, чтобы покорять новые

    вершины.

    Для ребенка-пятиклассника, еще маленького среди учащихся среднего

    и старшего звена, но одновременно повзрослевшего за лето, очень важно

    чувство социальной успешности, которая даёт ребенку желание стараться,

    быть лучше и осваивать новое в школе.

    Процесс АДАПТАЦИИ к новому режиму обучения, к изменившимся

    методическим требованиям, к новым социальным, школьным, семейным

    правилам, для ребёнка - есть сложный и неоднозначный процесс, который

    требует времени для физиологического и психологического привыкания

    ребёнка и внимательного, терпимого отношения взрослых.

    С какими же трудностями сталкиваются родители в первые месяцы

    обучения детей в 5 классе?

    Если ниже перечисленные проблемные ситуации возникли у Вас с ребенком,

    то эта информация для Вас!

    • Ребенок стал показывать низкие результаты по успеваемости, оценки

    ниже, чем в начальной школе.

    • Ребенок стал больше конфликтовать как со сверстниками, так и со

    взрослыми.

    • В семье чувствуется противостояние, демонстративность  в поведении

    ребенка.

    • Возможно, и наоборот, ребенок стал более инфантильным, вернулся к

    «дошкольным» моделям поведения: непривычные требования внимания к себе, желание больших телесных контактов (обнимания, забираться   на колени и пр.) как в начальной школе.

    • Нарушение сна и аппетита, нежелание идти в школу.
    • Проявление, усиление невротических симптомов: запинки в речи,  навязчивые  движения и др. (если имел место ранее поставленный диагноз).
    • Эмоциональная нестабильность: капризы, слёзы, спад настроения или в

    противоположность избыток эмоционального перевозбуждения.

    • Частые жалобы ребенка на самочувствие, простудные и пр. заболевания.
    • В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.
    • Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании расстраиваются, замыкаются в себе.

    Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными

    отклонениями, но есть пятиклассники, у которых этот процесс сильно

    затягивается. Осложнения в адаптации вызваны той нагрузкой, которую

    испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением

    образа жизни и со значительным увеличением тех требований, которым

    ребенок должен отвечать.

    Скорая помощь в период адаптации !!!!

    • Не паниковать!
    • Обратиться для беседы к классному
    • руководителю.
    • Привести ребенка на приём к невропатологу: врач, наблюдающий ребенка в течение обучения, даст направления на обследование, врачебные рекомендации и, если будет необходимость, предложит стратегии поддерживающего лечения в адаптационный период.
    • Обязательно связаться со школьным психологом, курирующим класс.

    Ваши наблюдения в семье помогут психологу более адресно составить

    направления коррекционной работы с Вашим ребенком.

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    • В этот период как никогда нужно чтобы ограничений, требований,

    запретов не было слишком много – будьте гибкими терпимыми в общении с ребенком.

    • Больше наблюдайте, активно слушайте ребенка.
    • Вы переживаете за ребенка и помогаете ему, но не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами: – тревожность передаётся ребёнку от родителей!
    • Интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего

    внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, экскурсий.

    • Подчеркивайте, выделяйте значимой ту сферу деятельности, где

    ребенок больше успешен, помогайте ему тем самым обрести веру в себя. Это способствует снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него обязательно накапливаются достижения.

     

    Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих

    школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в

    которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии положительно и

    продуктивно скажется на школьных делах и обеспечит более комфортную

    адаптацию.

    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ

    И.А. Галкина (канд. психол. наук)

    Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.

    Физиологическое развитие

    В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Вес ребенка увеличивается в месяц примерно на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

    Развитие психических процессов

    Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
    Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.


    Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.


    Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.


    Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. 
    Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.


    Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

     Развитие личности

    Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

    Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

    Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

    Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

    Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

    Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.

    Кризис 7 лет

    К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.


    Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».


    Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.
    Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

    Общение ребенка 6-7 лет.

    Общение в этом возрасте обозначают как внеситуативно - личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными.

    И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

    В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

    • инициирование общения;
    • первые привязанности;
    • потребности друг в друге, в признании и уважении;
    • соревновательное подражание:
    • высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
    • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

    К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками этого периода становятся:

    • освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
    • способность позитивного общения с людьми,
    • развитие половой идентификации,
    • формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.

    При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie